Проверка является основным мероприятием контроля, она представляет собой совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В силу ст.14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Обратите внимание, что в соответствии со ст.1 Закона N 294-ФЗ предусмотренные в нем положения не применяются к действиям правоохранительных органов, в том числе при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования.
Таким образом, в данном случае определены изъятия из сферы правового регулирования Закона N 294-ФЗ.
В перечисленных областях применяются нормы специального законодательства, определяющие особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий соответствующими органами в определенных случаях.
Поэтому можно сделать вывод, что в случае проверок органов внутренних дел, проводимых в рамках дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскных мероприятий, а не в рамках, например, совместных мероприятий с каким-либо иным органом, положения Закона N 294-ФЗ не применяются в полном объеме.
Соответствующие сотрудники должны руководствоваться в осуществлении таких проверок специальными документами и нормативными актами. Например, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ), Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Согласно Закону N 3-ФЗ полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Для достижения поставленных задач полиция наделяется необходимыми полномочиями, при их осуществлении органы полиции вправе совершать действия, связанные с проверкой юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Полномочия полиции достаточно широки, о дарованных ей правах смотрите ст.13 Закона N 3-ФЗ. В том числе и поэтому представителям юридического лица необходимо проверять имеющиеся у представителей полиции документы, следить за правильным документальным оформлением проверочных действий, в случае же обнаружения нарушений сразу их обжаловать.
Статья 53 Закона N 3-ФЗ регламентирует, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.
Таким образом, гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.
Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (смотрите, в частности, ст.15 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст.1069 части второй ГК РФ).
Чтобы реализовать все вышеперечисленные права гражданину или организации требуется четко знать законодательство и уметь правильно его применять в случае злоупотребления сотрудниками полиции своими правами и применении ими незаконных методов ведения следствия.
Давайте рассмотрим примеры такого незаконного воздействия!
Для должностных лиц компании, подозреваемой в совершении преступления, самый опасны этап-это общение с оперативниками. На этой стадии должностные лица компании еще не являются участниками уголовного судопроизводства (свидетелями), следовательно, вправе оставить вопросы оперативников без ответа воспользовавшись ст.51 Конституции РФ.
Не в пользу компании будут ситуации, когда сотрудник:
-затрудняется ответить на вопросы, входящие в его компетенцию, или вовсе отрицает свою причастность к компании;
-отвечает на вопросы с недостаточной степенью детализации. К примеру, единственный допрошенный сотрудник компании дает ответы общего плана, не помнит подробностей создания и фактической деятельности компании, лично не участвует в хозяйственных операциях;
Так, суд не принял во внимание показания руководителя организации, который пояснил, что для выполнения работ ООО он нанимал субподрядные организации. Однако, не смог назвать ни одну из них (решение АС Чувашской Республики от 30.03.12 года №А79-4304/2011). В другом деле суд не принял показания прораба, из них следовало, что он не располагал данными о работниках, которых контролировал. Директор компании также не смог пояснить, кто контролировал спорные работы на объектах (Постановление АС Уральского округа от 22.07.15 №А60-41771/2014);
Некоторые суды утверждают, что действующее законодательство презюмирует добросовестность свидетелей и достоверность их показаний (Постановление АС Московского округа №А41-53962/14). Однако в практике есть случаи, когда суды устанавливали, что сотрудников специально готовили к допросу.
Для сопровождения сотрудника при допросе необходимо привлечь адвоката. Более того, адвокат сам может провести опрос свидетеля на основании пункта 2 части 3 статьи 6 Федерального закона от 31.05.02 №63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ” (Постановление Семнадцатого ААС от 19.01.15 №А71-12848/2013). Привлечение адвоката в этом случае позволит избежать стрессов и ошибок, которые трудно будет исправить в дальнейшем при обжаловании решения в суд.
Например, руководитель в показаниях налоговой инспекции изначально сообщил, что ничего не подписвал, а при опросе адвоката изменил показания. В качестве оправдания он отметил, что его первые ответы сфабрикованы. В суде провели почерковедческую экспертизу, которая подтвердила первые показания. Суд не принял их последующие изменения при помощи адвоката (постановление АС Поволжского округа от 05.03.15 №А72-4279/2014)
Когда после допроса в инспекции могут вызвать на допрос в полицию?
Все зависит от того, какой информацией располагают налоговый органы. При этом неявка на допрос в инспекцию скорее всего приведет к привлечению полиции. В некоторых случаях на следующий же день после неявки свидетеля на допрос. В практике был случай, когда лицо не явилось на допрос, но представило письменные объяснения. После повторной повестки и неявки на допрос инспекторы попросили провести допрос сотрудника полиции, включенного в состав проверящей группы (Постановление Пятнадцатого ААС от 19.03.15 №А32-7104/2014. Сотрудник отдела полиции по борьбе с экономическими преступлениями может не только вызвать повесткой, но и сам выехать по месту жительства (Решение АС Республики Коми от 30.05.15 №Ф29-318/2015)
Характер допросов в инспекции и полиции может значительно отличаться, так как и те и другие намерены установить номинальных директоров компаний. Что касается самой процедуры проведения допроса, то разница весьма ощутима. Поэтому на практике, даже когда человека подготовили к допросу в налоговой инспекции и все прошло как планировали, при допросе в полиции он начинает рассказывать обо всем, включая тех, кто готовил его к допросу и даже о том, чего на самом деле не было (Постановление Седьмого ААС от 27.03.15 №А45-13205/2014)
Полиция может применить приемы психического принуждения. Так, если налоговые инспекторы задают нейтральные вопросы, при которых допрашиваемый может придерживаться выбранной системы ответов, то в полиции, как правило, нет четкой последовательности программы вопросов. Кроме того, сами вопросы не с позиции разведки ситуации, а с позиции владения информацией, осведомленности и причастности допрашиваемого по конкретному делу.
Сотрудники полиции лучше понимают причины умышленного умолчания и легко снимают такие барьеры. Это может быть давление, внезапность и упор на факты. Они могут объяснить, что скрываемая информация не нест угрозы для самого лица или она более безобидна, чем ему кажется.
Например, чтобы выяснить имущественное положение лица, могут спрашивать, путешествовал ли он, в какие города, страны, какие покупки совершал (при выяснении факта обналичивания средств или выплаты заработной платы в “конвертах”).
На что обратить внимание в протоколе допроса?
Первое, насколько полно и корректно указаны вопросы, на которые отвечали свидетели?
Второе, можно ли их толковать неоднозначно или двусмысленно? Записаны ли объяснения дословно?
Так суд принял во внимание жалобу свидетеля в прокуратуру на действия сотрудника полиции, из которых следует, что при изложении пояснений в письменном виде было допущено их искажение, дословно объяснения зафиксированы не были (Постановление АС Поволжского округа от 13.05.15 №А06-5702/2014);
Далее следует выяснить, у какой категории работников предприятия брали показания. Показания кладовщика, пекаря, уборщицы и т.п. не могут подтверждать доводы налоговой инспекции, поскольку у указанных лиц в силу их должностного положения отсутствует понимание действительной схемы работы предприятия, его документооборота (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.14 №А63-17121/2012)
Кроме этого, следует знать, кто может проводить допрос. Это могут делать только долджностные лица полиции и налоговой службы.
При этом не обязательно, чтобы сотрудник налоговых органов входил в группу проверяющих.
Налоговые органы составляют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства с едиными целями и задачами. Инспекторы могут выполнять поручения друг друга, когда свидетели находятся на разных территриях (п.1 ст.30 НК РФ). Таким образом провести допрос свидетеля может даже должностное лицо другого налогового органа, на учете которого состоит организация или физическое лицо (Постановление Девятого АС от 30.06.15 №А40-196691/14)
Допрос можно записывать на видеокамеру или диктофон с тем, чтобы потом можно было установить оказанное на свидетеля давление со стороны должностных лиц проводивших дорпрос.
Однако на практике это не всегда удается, поскольку не все лица обладают личными качествами, которые позволяли бы им держать ситуацию под контролем.
Зачастую после оказанного на свидетеля психического или физического давления свидетель теряет самообладание и делает все что от него требуют должностные лица.
В целях избежания давления со стороны инспеторов или полицейских рекомендуем ходить на допросы вместе со своим адвокатом. Он поможет снять то моральное и психодогическое давление, которое зачастую оказывается на допрашиваемого.
Однако, при выборе адвоката также следует быть осмотрительным. Не все адвокаты обладают опытом и соответствующими знаниями позволяющими им оказывать действенную помощь гражданам и юридическим лицам по экономическим правоноарушениям и преступлениям.
Зачастую предприятию требуется не один, а несколько адвокатов, когда требуется граммотная, профессиональная команда адвокатов способная оказывать квалифицированную юридическую помощь и добиваться положительных результатов.
Именно такая команда может быть организована из числа адвокатов- членов МГКА “Фомин и партнеры”.
Членами нашей коллегии являются адвокаты, имеющие несколько высших образований как в области юриспруденции, так в области экономики и бухгалтерского учета. Некоторые адвокаты имеют ученую степень.
Коллегией накоплен большой положительный опыт по защите физических лиц, индивидуальных предпринимателей и руководителей предприятий в решении административных, арбитражных и уголовных дел экономической направленности.
Вот почему обращению к адвокатам МГКА «Фомин и партнерыв» гарагнтирует вам полноценную защиту от всех недозволенных воздействий со стороны, как сотрудников правоохранительных органов, так и со стороны налоговых организаций.